Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Лохи на Лухе. Часть 1 - речная.

В этот раз перед майскими мы опять (как бывает очень часто) долго не могли решить: ну, куда же ехать – такой богатый выбор мест и способов проведения праздников, что очень сложно на чем-то остановиться. Выбор был между байдаркой, велосипедами и пешими вылазками, между Калмыкией, Эстонией, Орловской, Тверской и Владимирской областями. Но решили ехать только на первые праздники, значит - не очень далеко, и в конце концов выбрали речку Лух на границе Владимирской и Нижегородской областей.

Первая наша глупость была поехать в начале праздников (хотя и в последний будний день) по М7. Конечно, надо было раньше встать или выбрать другое шоссе, но глупость рулит, и вот мы уже в пробке в Балашихе, потом перед Ногинском, потом в Покрове. Короче, ехали 350 км – 6 ч (хотя таксист потом сказал, что нам еще повезло). Покатались по Гороховцу, пытаясь найти место, чтобы оставить машину, оставили в результате на парковке гостиницы Водолей (водный поход начинается!) 150 р/сутки. Потом такси за 1000 руб – самая маленькая цена за 40 км до Фролищ, потом по дороге у нас был целый час на то, чтобы понять, почему так немало это стоит. А ведь во Фролищи можно доехать и на автобусе, и даже на электричке от станции Ильино. Но это мы узнали потом, пока тряслись на раздолбанном такси по ухабам этой дороги. Таксист нас развлекал байками про здешние места, в частности про Георгиевский скит на озере в пойме Клязьмы недалеко от Гороховца. История у него интересная - основал его якобы Сергий Радонежский, потом, правда, постепенно все заглохло. А в советские годы и совсем опустело это место. Но скит в 90-е годы возродился, и мы думали на байдарке заплыть в это озеро, иначе к нему практически не попадешь. Таксист, однако, рассказал, что брат его был в этом скиту, и, подъезжая, увидел перед скитом послушников и все в синих футболках, поближе подъехал – а это у них татуировки сплошняком. Такие вот послушнички. На всякий случай решили мы туда не ездить.
Еще, кстати, он нас напугал тем, что у них сейчас никто на лодках в водоемы не выходит – запрещено, нерест. А мы про это ни сном, ни духом.
Ну, ладно, наконец, приехали во Фролищи, большой поселок такой, дома 5-этажные, раньше большой поселок был, школа, больница, парикхмахерская, сберкасса, 2 стадиона, но в 90-е лесокомбинат развалился и жизнь закончилась. Кстати, у Фролищ тоже очень богатая история. Здесь жил бортник Флор, который слышал чудный колокольный звон, исходивший, как бы из глубин холма. Впоследствии холм этот назвали Флорищевой горой. Потом был основан монастырь, в который даже царь Федор Алексеевич приезжал. В 90-е годы опять возникла община в монастыре, и постепенно был восстановлен Свято-Успенский мужской монастырь. Мы близко на подъезжали, но издалека видели: беленький такой, красивый.

Фото из Википедии

Кстати, название первоначально было Флорищи (от имени Флора), а потом начали называть Фролищи, и так сейчас и называется - странно это как-то.

Перед мостом полянка, собрали байдарку, прошли завал перед мостом, на другом берегу еще байдарки собираются. Ну, думаем, может и можно нам плавать, не помеха мы нересту.

Прошли 7 км и встали на ночевку. Лес сосновый, кострище, столик хлипенький, бревна. Даже идол стоит, и один глаз у него светится.

На завтра наслаждались разлившимся Лухом. Течение сильное, без напряга с обедом, прогулкой, зарядкой, прошли до вечера 35 км.

Видели много водоплавающих животных

Встретили сотрудников Клязьминско-Лухского заказника, которые дали нам красочный листочек про правила поведения и объяснили, что ночевать можно на оборудованных стоянках.

Мы для себя решили, что это стоянки, на которых есть хоть что-то: кострище, или табличка с названием, или столик, или баня – есть каменные печки на некоторых стоянках.

Стоянок вообще довольно много, но речка очень популярная – не знаю, хватает ли их летом. Хотели погулять пешком, но все залито. Прошли целых 500 м и вернулись.
Прочитали, что в нижнем течении стоять негде – болото. Вот только не знали, где это нижнее течение начинается. Были у меня координаты стоянок Грязнуха и Воробей из Викимапии, но кто знает, в каком виде они сейчас – многие стоянки залиты еще.

В общем, встали уже впритык к нижнему течению на стоянке Пиранья (с утра видели только 2 стоянки вскоре после нашей, а дальше – мангровые заросли). Ночью периодически в реку бросался бобр (по крайней мере, кто-то довольно большой), а может, пираньи резвились.
Наутро со свежими силами решили пройти по маленькой уютной протоке – сократить чуть-чуть. Но опять луханулись, что собственно и можно было сразу ожидать. Милая протока через 1,5 км превратилась в несколько ручьев с сильным течением, текущих по корням, стволам и кустам, где надувной байдарке делать нечего. К счастью, хватило мозгов повернуть назад здесь, а не когда попадем в полную жопу. В результате выгребали против течения минут 15. Вздохнули только в настоящем Лухе.

А потом только наслаждались пейзажами, радуясь, что вчера во время встали на стоянку. Дальше все было под водой. А при впадении в Клязьму разлилось целое море, и на нем нас ждал маленький штормик с сильным встречным ветром и волнами.

Первоначально мы планировали ночевать 3-ю ночь на Клязьме. Но Лух кончился очень быстро, а на Клязьме стоянок хороших не было, так что напряглись и дошли до Гороховца. Но это уже другая история.