Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Великое знамение обетования

Иногда посещение театра вызывает целую волну воспоминаний, мыслей, эмоций. Так было в этот раз. Театр под руководством М.Щепенко, спектакль Куликово поле. Спектакль не о Куликовской битве, а рассказ-размышление Ивана Шмелева о судьбах России, русского народа. Из произведений Шмелева больше всего запомнились мне «Лето Господне» - светлый роман о вере, наполненный запахом куличей и ладана, и «Солнце мертвых» - одна из самых трагичных книг, о Крыме времен Гражданской войны. Рассказ «Куликово поле» я не читала, поэтому шла в театр с чувством внутренней дрожи, особенно усиленной воспоминаниями о Солнце мертвых. Куликово Поле - это как синтез двух этих книг: страшное, особенно для интеллигенции, думающих и верующих людей, послереволюционное время закрытия храмов и уничтожения икон, и на этом фоне явление вечной святыни, передающей надежду на победу веры и духа из времени Куликовской битвы.



Хоть спектакль идет в жанре «неофициальное расследование» открою некоторые повороты сюжета, ведь не это главное в спектакле. Главный герой, бывший следователь, встречает в Тульской губернии человека, служившего в свое время у его знакомого помещика Среднева, занимавшегося собиранием старинных предметов. И Василий рассказывает ему, как в Дмитриевскую родительскую субботу нашел на Куликовом поле старинный крест, и при мыслях о том, как бы предать этот крест своему бывшему хозяину, вдруг неожиданно в этом глухом месте в вечернее время встретил благообразного старца-монаха, который и пообещал отнести крест в Сергиев посад, где нынче и жил Среднев.

Фото с сайта театра


А после следователь по делам приезжает в Сергиев посад, находит Среднева и, оказывается, что крест старец принес, и было это событие для дочери Среднева Ольги как явление святого, который к тому же и исчез потом таинственно. Причем сам Среднев вроде и не верит в это, и одновременно и хочет  и не хочет верить (интеллигент-маловер:  «Чердачок превалирует! - усмехнулся Среднев, тыча себя в лоб, не без удовольствия»).



А потом в ходе расследования, проведенного таки бывшим следователем – не смог без этого – выясняется, что все это произошло в  один и тот же день – 25  октября в Родительскую субботу (для Василия), и 7 ноября для Среднева.
"Особенно поражало нас в нами воссозданном: «суббота 7 ноября», сомкнувшаяся со «святой субботой», ею закрытая. Оля видела в этом «великое знамение обетования», и мы принимали это, как и она. Как же не откровение?!. не благовестие?!. То, давнее, благовестие – преподобного Сергия Великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу – и через него всей Руси Православной – «ты одолеешь!» – вернулось и – подтверждается. И теперь ничего не страшно."

И потом, думая о спектакле, нашла в сети упоминание о том, что Павел Флоренский  - внук священника Павла Флоренского - был на этом спектакле, и потом поведал актерам, что вся эта история произошла на самом деле. Дед его дружил с графом Олсуфьевым и его племянницей Екатериной Васильчиковой – прототипами Среднева и Ольги, и в доме Васильчиковой слышал он этот рассказ и прикасался к кресту. И ведь не так давно были мы в Сергиевом Посаде, в той, не парадной его части, за железной дорогой, куда не забредают туристы, где по сей день стоят деревенские домики, растут в садах яблони и вишни. Где стоят дома Павла Флоренского



и графа Олсуфьева,



сохранивших в то жуткое время не только настоящую веру, но и святые мощи Сергия Радонежского, явившегося в рассказе ... или наяву страдающим, но верующим людям.
Большое спасибо сообществу moskva_lublu!
Группы театра в Фейсбуке и ВКонтакте
Tags: москва_люблю, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments