Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Categories:

Мы мирные люди, но наш бронепоезд

То ли я плохо учила историю в школе, то ли просто по нелюбви моей к военной истории, но про оборону Тулы я практически ничего не знала. А, оказывается, была она героической - и это не просто слова. На Тулу наступал всем известный генерал Гудериан, который до этого почти с ходу взял Орел и совершенно не сомневался, что с Тулой будет тоже самое, тем более, что разведка докладывала, что Тулу обороняют только полк НКВД и ополченцы. Но не тут-то было. Те самые ополченцы – большая часть из которых состояла из детей и стариков – и НКВД-шники – не классические вертухаи, а из службы охраны Тульских военных заводов - не просто задержали Гудериана, в вообще не дали ему взять Тулу, и продолжалось это полтора месяца. Тула на какое-то время оказалась практически в блокаде, но и силы Гудериана таяли. В итоге, он не послушал приказа Гитлера и увел армию из-под Тулы.
В обороне Тулы принимали участие и бронепоезда, макет одного из которых – бронепоезда № 13 стоит сейчас на железнодорожном вокзале. Этот бронепоезд вышел из цехов локомотивного завода буквально во время осады Тулы и сразу отправился прикрывать от вражеских налетов станцию Тула-1. Потом был направлен на Юго-Западный фронт.

IMG_1421.JPG

Вернее, это не совсем макет, паровоз и несколько вагонов настоящие. Паровоз пришел своим ходом.
На нем почти не развернуться, а ведь экипаж паровоза  - 12 человек. В топку, оказывается, уголь забрасывал не кочегар, а помощник машиниста. Считалось, что это должен делать не абы кто, а человек с соответствующим образованием: чем грамотнее уложить уголь, тем быстрее едет паровоз
Паровоз располагался в середине поезда, поскольку, если путь заминирован, то взорвется бронеплощадка, а вторая бронеплощадка (с другой стороны) и паровоз уцелеют, и смогутт уехать в обратную сторону - паровоз мог ездить и задом.

IMG_1413.JPG

Бронеплощадка – основная боевая единица бронепоезда. Здесь есть 4 пулеметных системы Максим, 2 зенитных башни на крыше, но, как правило, применялись танковые, т.к. бронепоезда в годы войны «лепили из того, что было». Экипаж одной бронеплощадки – 28 человек. Плюс 17 человек на паровозе, 28 – еще на одной бронеплощадке, всего 73 человек.

IMG_1422.JPG
IMG_1435.JPG
IMG_1438.JPG

Рядом с  бронепоездом вагоны, которые составляют как бы казарму для бойцов двух бронепоездов, входящих в бронедивизион. Стояли они обычно где-нибудь на станции. Были вагоны столовые, прачечные, бани и т.д.

IMG_1442.JPG

А это вагон - пекарня, в это окошечко выдавался хлеб.

IMG_1443.JPG

Здесь шел весь процесс от перемолки зерна в муку и до готовой буханки. Кстати, буханка времен войны весила 1,5 кг.

IMG_1450.JPG
IMG_1451.JPG
IMG_1454.JPG

И вообще нормы провизии, если все было нормально, были вполне сносными.

IMG_1459.JPG

Вагон-клуб, где можно отдохнуть с пользой: попить чая, послушать музыку, почитать произведения Маркса-Ленина-Сталина и даже посмотреть кинохронику.
Проводились здесь и политзанятия для поднятия боевого духа. Михаил Иванович  - командир бронеплощадки, любимый усатый манекен, с которым фотографируются все туристы.
Форма, кстати, была черная, меньше пачкалась от угля в отличие от обычной зеленой. Шлемофон – обязательно.

IMG_1447.JPG

В таких купе жил командный состав.
.
IMG_1473.JPG
IMG_1475.JPG

А это штабной вагон.

IMG_1484.JPG
IMG_1482.JPG

На станции Чернь тоже стоит макет бронепоезда и проводятся экскурсии.

IMG_1150.JPG
IMG_1163.JPG
IMG_1170.JPG

В общем, любители бронетехники получат в Тульской области полное удовлетворение, вдоволь налазившись по орудиям и построчив из пулемета в проходящие электрички.

IMG_1168.JPG

Еще немного о военном прошлом Тулы в годы Отечественной войны. В 1943-44 г. здесь базировалась эскадрилья Нормандия-Неман. Летчики здесь жили, отплясывали в бывшем Дворянском собрании, один даже женился на тулячке и увез ее  потом во Францию.
Пара случаев из их жизни. Как-то летчик возвращался домой и угодил в открытый люк тульской канализации. Ругая почем зря тульских «специалистов», попытался выбраться, но не смог. Но мысль о том, что придет домой письмо с описанием его гибели не в бою, а в канализации, придала ему таких сил, что все-таки сумел выбраться на свет божий. Второй невезунчик встретил на темной улице людей в военной форме, потребовавших предъявить документы и оружие. После этого своего оружия он, понятно, не увидел.
Надеюсь, что сейчас по тульским улицам можно ходить спокойно, не боясь провалиться в открытый люк или встретить неправильных людей в военном или штатском)

И, конечно, Тула - это прекрасный оружейный музей, так что все, кто интересуется оружием и военной историей должны побывать здесь.

IMG_1397.JPG

В целом, Тула и Тульская область - настоящий клондайк для разработки туристических маршрутов, и кое-кто уже находит здесь золотишко, показывая туристам удивительно интересные места, к примеру, АО "ЦППК", которое создало несколько экскурсионных маршрутов,абсолютно разной направленности, так что будет интересно всем)
Tags: #ЦППК, Тула, Тульская область, военная история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments