Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Норвегия начинается с Финляндии

Новые впечатления, наверное, почти всегда сильнее прошлых. Особенно, когда видишь красотищу. Так что оставлю на время недописанную Чехию и Францию, и расскажу про Норвегию) В моем личном рейтинге она занимает одно из первых мест, и теперь именно Северная Норвегия. Хотя ей все-таки не удалось переплюнуть Исландию, которая уже давно возглавляет рейтинг. Правда, в этой поездке я периодически забывала, что я в Норвегии, это было похоже и на Исландию, и вообще на какую-то отдельную страну Лофотению. Но все восторги от суровой северной красоты позже, а сейчас про любимую уютную Финляндию, которая не поражает огромными горами и глубокими фьордами, но завораживает теплыми озерами, милыми домиками, бесплатными музеями и уютными лааву. В этот раз общение с ней ограничилось одним днем, и мне этого явно не хватило. Поздно вечером буквально за полчаса прошли границу в Светогорске и поехали к намеченному лааву на берегу озера. (Если кому надо, вот ссылка на карту лааву). Там, правда, оказались люди, но мы встали в молоденьком сосновом леске неподалеку.
А на следующий день вперед на север, но с заездом на озера. Чем севернее от Москвы, тем теплее - всю Финляндию проехали с кондиционером, спасаясь от 30-градусной жары. И поэтому – купаться, наверстывая упущенное холодным московским летом. Озера чистейшие с беседочками и уютными пляжами.

Иногда встречаются развлекухи в виде, например, старинных ветряных мельниц. Просто стоит у дороги, все открыто, чисто и красиво. Заходи и любуйся)

Кемпинг с пристанью и старинными домиками.

Серпантинистые дороги сделаны так, что машина сама входит в поворот.

Мы очень любим музеи Финляндии, и хоть спешим вперед, но проехать мимо не удается) Городок Варкаус на знаменитом озере Сайма. Варкаус в переводе с финского – перешеек, и действительно, он  стоит на перешейке. В городке есть целлюлозный комбинат, завод по производству литиевых аккумуляторов, и здесь же разводят осетровых рыб, и Варкаус считается икорной столицей Финляндии – как вам такое соседство?)
В старину основным транспортом Финляндии был водный:  из озера Сайма через Варкаус шли суда. И приходилось преодолевать пороги в районе Варкауса. После присоединения к Российской империи в 1840 г. создали канал Тайпале – первый канал государственного значения между озерами страны. А в  1871 г. после строительства Сайменского канала канал Тайпале реконструировали, и еще раз его обновили уже в 60-х годах 20 в. после строительства целлюлозного комбината.

К шлюзу канала можно подойти вплотную – совсем не так, как к шлюзам канала в Вытегре)

А еще здесь замечательный и к тому же бесплатный музей канала. Летом он работает с 10 до 18 ч, а в другие сезоны по заявке.

Можно посмотреть разные фильмы про канал, правда, на финском. Но все понятно) Особенно прикольно было про то, как перевозят людей на кораблике, а лодки цепляют друг за другом и длинной цепочкой тащат по озеру.

Здесь есть макет канала – очень я люблю такие макетики)

А это часть канала, идущая в старинный сухой док

Вот и он)

Так перевозили лес раньше

А так  - сейчас

Еще в музее проходят временные выставки, и мы увидели куколок Райи Лайтинен из Куопио про историю семьи фон Райт. Юлий фон Райт, как и братья-художники, был орнитологом, и он работал охранником канала и кассиром.

Родословное древо этой семьи

А дальше опять дорога, остановки, поля, озера.

Иногда смотрю в Maps.me и ищу что-то интересненькое. И вот случайно натыкаюсь на скопление точек в нескольких сотнях метров от нашего пути. Посмотрим?
Городок называется странно Ий (Ii) – самое короткое название в Финляндии (название еще короче ожидает нас на Лофотенах). И в этом городке на берегу реки Iijoki в 2008 г. создан Art Park окружающей среды, и каждый год проводится биеннале Северного Экологического Искусства. В общем, это такой мини Никола Ленивец с прикольными арт-объектами. Вполне подходит для того, чтобы вылезти из машины и погулять полчасика по берегу речки.

Возле Арт-парка старинные домики, и у одного из них погреб, сохранившийся со времен шведского короля Адольфа. Здесь его угощала вдова здешнего викария, когда он останавливался в Ий в поездке по Финляндии.

А потом мы переехали на другой берег речки на уютный пляж и наплавались там вдоволь)

А дальше опять дорога, и вот через 200 м Швеция.