Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Categories:

Шатурские узкоколейки и торфоразработки – мои впечатления и семейные воспоминания

Впервые я попала в Шатурские края уже, когда начала ходить в пешие походы с мужем. До этого я знала только южное Подмосковье со смешанными лесами, высокой травой и земляникой. И даже не представляла себе, что в Московской области могут быть «карельские» сосновые леса с черникой, мхами и необыкновенными болотами.



Я застала еще кусочек того времени, когда здесь все еще работало. Мне удалось прокатиться на мотовозе, и я походила по тропинке между узеньких рельсов. Муж мне рассказывал, что ездил и в пассажирских вагончиках, где весь пол был усыпан окурками – выбрасывать их за окно категорически запрещалось – вокруг огромное количество торфа. Приходилось нам ходить и по дорогам между полей горячего дымящегося торфа – опасное занятие, поскольку сверху может лежать слой торф, а снизу все прогорело, и есть вероятность провалиться.

Сейчас на месте узкоколеек только дороги, а торфоразработки превратились в озера и болота.






Немногие оставшиеся здания уже давно используются для других нужд или разрушаются.


Депо в деревне Чистое Южное.

А паровозы и другую технику можно увидеть только в виде ржавых останков где-то на задворках или в музеях, например, в Переславле- Залесском.






Узкоколейки и Шатурская ГРЭС появились еще в 20-х годах и работали довольно долго.
Как ни странно, но у моих родственников тоже были воспоминания, связанные с этими местами. Дед – проектировщик железнодорожных мостов – рассказывал, что работал в этом районе. И после войны он ездил сюда в командировку и брал с собой мою маму. Она мне рассказывала об удивительных случаях, которые, как потом оказалось, совсем не редкость на узкоколейках. Звучало это буквально так: «Паровозик ходил и падал». Фраза эта меня очень веселила, мне сразу представлялся паровозик из Ромашково, лежащий на боку. Но все в реальности и было так: у вагончиков с торфом центр тяжести очень высоко. И хоть на узкоколейках повороты делали очень плавными, все равно иногда, особенно, если скорость была больше, чем нужно, поезда заносило, и они падали. Не паровозы, вернее, тепловозы, конечно, они все-таки потяжелее и поустойчивее, а вагончики. И пассажирские тоже, но поскольку скорость была небольшая, то те, кто едет отделывались синяками. Потом краном вагон ставили обратно на рельсы, а торф разбирали дачники.

Несчастным дачникам в советское время раздавали эти участки, очень далекие от Москвы, без электричества и нормального подъезда и с унылым пейзажем. Рядом, конечно, были озера, но очень мелкие, и теперь многие их них заросли и превратились в болота. В этот раз мы прокатились на велосипедах к югу от поселка Туголесский Бор по тем местам, которые на карте выглядят просто сказочно.




А в реальности дорога шла среди высокой травы, между заросших березками болот. А озера виднелись где-то далеко за кочками.



Кстати, похоже, что после пожаров 2010 г. здесь (и к западу от Шатуры тоже) все обновили, и занялись обводнением торфяников. Теперь это делает Подмосковная АВС – аварийно-восстановительная служба.

Tags: Мещера, Подмосковье, железная дорога
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments