Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Большая Валдайская тропа - один из лучших пеших маршрутов России

В этом году в силу известных причин народ отдыхал, в основном, в России. Большинство рвануло на юга, а люди, более близкие мне по духу, отправились на север: в Карелию, Новгородскую и всякие близлежащие области. Возвращаясь из Карелии, мы заехали пообедать на одно из многочисленных валдайских озер, и по дороге увидели совершенно замечательный «вход» на Большую Валдайскую тропу.

Потом уже дома я прочитала, что многие знакомые как раз в этом году ходили на нее, и постепенно у нас сложилось мнение, что нам туда надо. Пару раз поехать не получилось, обещали дожди и всякие разные природные напасти, но в этот раз звезды сошлись)

Поехали мы в пятницу, причем под постоянным дождем, хотя Яндекс-Погода все время обещала, что дождь вот-вот закончится) На самом деле так и получилось: с вечера пятницы ни одной капли дождя не упало.

Итак, про тропу. Это маркированный пеший маршрут длиной 60 км, созданный на территории Валдайского национального парка. Сделан он был в прошлом году «по лучшим канонам» таких троп – так по крайней мере нам показалось, а нам есть, с чем сравнивать.

Пока мы ехали, скачали с рутрейла трек маршрута, с сайта парка – картинку-схему и купили за 100 руб/чел. разрешение на пребывание в парке. Удобно, что это можно сделать онлайн.

Машину оставили в селе Короцко, сократив таким образом маршрут километров на 6, но начав сразу с «главного входа».

Тропа размечена указателями, а в тех местах, где маршрут идет по тропинкам, а не по дорогам, промаркирован еще и дощечками. Есть 5 стоянок для ночевки – про них напишу отдельно, а то очень много получается.

Недалеко от начала маршрута милая часовенка и родник с купальней.

И сразу же стенды со всякой интересной информацией, примерно 1 стенд на километр. Причем написано на них не что-то тривиальное, типа: в болото можно провалиться, а много того, что мы не знали, и узнать было полезно и интересно. И тут же рядом можно увидеть то самое, о чем написано на стенде – к счастью, кабанов и енотовидных собак не наблюдали)

На первую стоянку у озера Находно мы пришли уже в темноте - черт бы побрал это летнее (или зимнее?) время, когда полвосьмого вечера уже кромешная тьма.

На следующий день мы решили пройти 28 км и так дойти до стоянки у деревни Мысловичи, про которую все писали, как про самую красивую, а на другой красивой стоянке на озере Русском пообедать. Маршрут идет, в основном, по грунтовым дорогам, иногда по лесным тропинкам.

Для велосипеда, на мой взгляд, не слишком удобно, я по крайней мере была рада, что мы идем пешком, особенно на участке ближе к концу тропы, где было очень грязно и мокро, и никаких гатей и мостиков кстати. И где мы как раз встретили питерских велосипедистов, одного из которых даже на шоссейнике. Надеюсь, им удалось преодолеть всю тропу и вовремя попасть домой.

Там, где тропа идет по полям, прокошена полоска шириной около 1,5 м – очень удобно и приятно, особенно, когда трава мокрая.

Над реками и ручьями мостики, а через реку Полометь - огромный подвесной.

На стоянке у озера Русского стенд с перспективами развития тропы – тут ожидается еще километров 300, и это очень радует.

Иногда, правда, мостиков не случается, и приходится перебираться по деревьям. Так было на ручье с говорящим названием Денежный) К счастью, таких мест немного.

Деревни на маршруте маленькие и очень живописные с довольно необычными домиками.

Есть и места, посвященные отечественной войне, но о них я расскажу отдельно.

Больше всего нас повергла в изумление огромная смотровая вышка на горе Рыжоха. Сама гора – действительно самая высокая вершина Валдая – 293 м, и на горе еще 25-метровая вышка. Виды с нее – сумасшедшие! Да еще и покачивается при сильном ветре, так что -море ощущений)

До стоянки около деревни Мысловичи мы пришли еще засветло – как раз хватило времени, чтобы устроиться на ночлег.

А следующий день прошел под знаком грибов – килограммов 5 белых, подосиновиков, лисичек и опят))

И очень порадовал деревянный настил километра 1,5 длиной - идти по нему было очень приятно.

В конце схалявили, за 3 км до окончания тропы сошли с нее в деревню Дунаевщина, чтобы сэкономить денюжку и уехать на автобусе. Как мы поняли, ходит он из Демянска в Валдай один раз в день, и через Дунаевщину проходит примерно в 14-25. Автобус - обычный ПАЗик с картинками девушек в купальниках, как это бывало в советские годы) До Короцко доехали за 130 р с носа и за 1 час. – примерно половина дороги грунтовка.

В общем, маршрут нам очень понравился. Думаю, что он один из лучших сейчас в России. Честно, не знаю других подобных: в основном нацпарки ограничиваются экотропами длиной максимум 10 км, а жаль.

Tags: Новгородская область, маркированные маршруты, национальный парк, пешие походы, рутрейл