Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Categories:

Вологда-гда (продолжение). К югу от Вологды

Дни в Вологде пролетели очень быстро, но они были такие насыщенные, и казалось, что мы провели здесь не меньше 10 дней. На обратном пути домой мы увидели еще много всего интересного.
Усадьба Брянчаниновых. Это место удивительно своей историей, архитектурой и обаянием уютной усадьбы.
Здесь еще в XVII столетии находились владения дворянского рода Брянчаниновых. Род Брянчаниновых берет начало от боярина – отважного оруженосца святого благоверного великого князя Димитрия Донского – Михаила Андреевича Бренко, который был удивительно похож на князя. На военном совете накануне Куликовской битвы для спасения жизни великого князя и ограждения Руси от междуусобицы в случае его гибели Михаил Андреевич предложил облечься в военные доспехи великого князя, выехать под княжеским знаменем, зная, что главный удар татаро-монгольской конницы будет направлен на стан великого князя Димитрия. На следующий день в начале битвы мужественный боярин был убит под княжеским знаменем татарами, которые приняли его за Димитрия Донского. Благочестие и мужество было отличительной особенностью рода Брянчаниновых.. С Покровским связана жизнь одного из самых известных представителей рода Брянчаниновых - Дмитрия Александровича Брянчанинова, в монашестве Игнатия, прославившегося своими духовными сочинениями.
Село Покровское было пожаловано роду Брянчаниновых еще в 1617 году за проявленное мужество при обороне Смоленска и изгнание поляков. Побывавший здесь в начале XX века краевед Г.К. Лукомский назвал Покровское одной из лучших усадеб России. (с сайта http://www.geocaching.su/?cid=3723&pn=101)

брянч1.jpg

Дом и церковь были построены в  начале 19 в. в стиле раннего классицизма. Как я прочитала на сайте Натальи Бондаревой (если кто не знает – замечательный сайт, посвященный русским усадьбам), постройки этого стиля отличаются от последующих большей нежностью. И это действительно то слово, которым можно выразить стиль и дух этой усадьба – она именно нежная. И дом со стройными колоннами и очень богатыми, но в то же время не кричащими украшениями, и изящная небольшая церковь, и парк, устроенный на 3 террасах.


В доме небольшой сувенирный ларек и там мы  увидели потрясающий альбом с фотографиями вологодского архиепископа Максимилиана. Как я потом прочитала, фотография  - его хобби, посмотрите в Интернете (например, здесь http://www.pravoslavie.ru/gallery/gallery76.htm#ID15759  они чудесные).

Движемся дальше к югу, от  трассы М-8 нужно проехать в сторону около 25 км – но не поленитесь, это место того заслуживает, тем более, что дорога неплохая. Мы приехали в с.Кукобой. Село это со странным названием (по одной версии Кукобой с древнесаамского – «длинный ручей») знаменито двумя вроде противоречащими друг другу вещами: собором  и музеем Бабы-Яги.
В центре села величественно возвышается Спасский собор, построенный в 1912 году. Храм поражает своей красотой, изумительными пропорциями и своими размерами, не характерными для сельской местности. Строительство собора началось в 1909 г. на средства уроженца здешних мест купца Ивана Воронина. Когда он разбогател, он предложил на выбор строительство собора или железной дороги до г. Пошехонье, добраться до которого через леса и болота, расположенные вокруг в те временна, было проблематично. Однако миряне почти единодушно выбрали собор. Воронин пожертвовал 1 миллион рублей. Все работы по строительству велись местными умельцами, и даже специально был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич - белый для стен и лазоревый для колоколен и башен – доставлялся из Финляндии, причем каждая штука для сохранности была завернута в бумагу и пронумерована. Выделенных денег хватило и на собор и на строительство школы и больницы. Освещать собор в 1912 году приехал архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси, впоследствии причисленный к лику святых. ( с сайта http://www.geocaching.su/?cid=1954&pn=101 )



Вокруг собора мы ходили долго, красота неописуемая, таких церквей я видела не много. Собор действующий, на окна недавно установили очень красивые витражи, которые видны только изнутри.
Недалеко от собора в Доме культуры и в соседнем парке находится Музей Сказки, где главный персонаж Баба-Яга. Было много разногласий с позицией церкви по поводу этого музея, но он существует уже с 2004 года и вносит свой вклад в экономику села. Судя по тому, что на новогодние праздники все места на экскурсию были заняты, музей пользуется популярностью. В самом музее мы не были, но по парку походили: миленько. Стоит избушка на курьих ножках, камень в честь основания села, разные горки, скамеечки. Есть сувенирный магазинчик, где мы впервые увидели и купили такую штуку, как марка туриста. Это деревянный кружок с изображением туристического объекта, их можно собирать (например, вместо магнитов). Придумали их чехи, уже лет 20 тому назад, и они есть во многих европейских странах.
На обратной дороге мы остановились на обочине, перед нами была большая поляна в лесу, зимой здесь не было видно никакой дороги, просто ровный снег. Зачем мы здесь?
Дело в том, что на сайте геокешинга (куда уж без него!) мы нашли странный тайник Монашеская коммуна (http://www.geocaching.su/?cid=3720&pn=101). Удивителен он историей Захарьевской коммуны. Это была духовная женская община, по сути монастырь, которая смогла выжить в советские времена, «маскируясь» под коммуну. От  деревни сейчас практически ничего не осталось, только кое-где останки срубов. Зимой вообще мало что можно найти. К сожалению, мы не видели даже руины церкви.  Но у нас было странное чувство покоя на этом месте, какое не всегда ощущаешь даже в монастыре.
Сайт Кукобоя, где есть и про собор, и про бабу-Ягу, и про Захарьевскую общину http://babajaga76.ru/

Поехали дальше, но снова на по М-8, а теперь на восток в Павло-Обнорский монастырь. Опять обращаюсь к сайту геокешинга:
Монастырь основан учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским на реке Нурма в 1414 г.
Житие рассказывает, что во время скитаний преподобный жил три года в дупле огромной липы.

Главный храм обители был посвящен Живоночальной Троице. Каменное здание собора возвели в 1505-1516 гг. В оформлении собора принимали участие крупнейшие иконописцы того времени. В их числе – великий Дионисий. Три иконы его работы хранятся сейчас в Вологодском музее. (http://www.geocaching.su/?cid=4988&pn=101)
В 16 в. были построены и другие храмы. Потом было время упадка и только в конце 19 в при игумене Иосафе возвели ограду, на соседней горке устроили скит во имя Воскресения Христова и на другом безлесном берегу реки Нурмы посадили еловую и сосновую рощу. Именно здесь жил Павел Обнорский, когда к концу жизни у него проснулась тяга к «безмолвию». Сейчас это место памятник природы «Старый парк Юношеское», где есть  2 святых источника и камень, на котором молился преподобный Павел. Идет тропинка, которая соединяет все эти места в кольцевой маршрут и выходит к деревянному мостику через Нурму.
Перед входом в монастырь гора Голгофа, по легенде она наношена шапками монахов.



Сейчас монастырь восстанавливается, до этого он был практически в руинах. Здесь живут 6 послушников, которые делают все: и строят, и молятся, и хлеб пекут, и развлекаются по своему ))




Вечерело, а нам еще ехать и ехать, но заехали ненадолго на окраину г.Данилова посмотреть Казанский женский монастырь на Горушке  - огромный красно-кирпичный храм



и в очередной музей Сказки, расположившийся буквально на обочине М-8 в д. Василево (Переславский р-н) (было уже поздно, музей был закрыт, но думаю, интересен он в основном для детей).

Не могу не упомянуть усадьбу Некрасова Карабиха, в которой мы были по дороге в Вологду, но т.к. она тоже к югу от Вологды, напишу про нее сейчас.

На покупку собственного имения Некрасов решился в 1861 году - после отмены крепостного права. Он поручил отцу найти "усадьбу без крестьян, без процессов и, если можно, без всяких хлопот" - для охоты и творчества. Материальное положение редактора лидировавшего по тиражу "Современника" позволило ему купить Карабиху, которая хранила остатки былой роскоши екатерининских времен. Выстроенная в конце XVIII столетия ярославским губернатором Михаилом Голицыным "с претензиями и затеями" усадьба помимо богатого особняка имела винокуренный завод, оранжерею и даже собственный водопад. Однако романтика помещичьего быта Некрасова не трогала, его главные симпатии и устремления лежали за пределами усадьбы. Не случайно Николай Алексеевич фактически уступил особняк брату с его двенадцатью детьми, а сам, когда приезжал из Петербурга, гостил во флигеле.
Поэт провел здесь десять летних сезонов 1862 - 1875 годов, написав за это время самые значительные свои произведения: поэмы "Мороз, Красный нос", "Русские женщины", "Дедушка", первую часть "Современников", работал над "Кому на Руси жить хорошо". Его гостями за эти годы бывали многие знаменитости, в частности Островский и Салтыков-Щедрин. (http://www.geocaching.su/?cid=1283&pn=101)


Можно побывать в Большом доме (туда можно пройти и самим без экскурсии) и в Некрасовском флигеле (с экскурсией). Нельзя сказать, что музей очень интересный, но неплохой. Парк небольшой, уютный, и дом на горе очень красиво смотрится.




Технические детали

>Музей Сказки (Бабы-Яги) с.Кукобой (работает по групповым заявкам) 58 41.827 39 54.339’ Монашеская Захарьевская коммуна 58° 41.707' 39° 59.669'
Павло-Обнорский монастырь 58° 45.701' 40° 20.234'
Камень на котором молился Святой Преподобный Павел Обнорский 58.45.484, Е 40.20.041
Казанский женский монастырь на Горушке  58° 10.863' 40° 8.818'
Музей ">Рождение сказки 11-18ч. (понедельник – выходной). 56° 33.665' 38° 34.810'
Музей Карабиха 10-16ч, кроме понедельника и последней среды каждого месяца N 57° 30.558'    E 39° 45.424'



 
Tags: Вологда, монастыри, усадьбы, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments