Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Categories:

Царское село, оно же Детское село, оно же город Пушкин

Это было достойное окончание нашего вояжа по Питерской земле. Я, наконец, попала в Екатерининский дворец. Такое бывает: ездишь по заграницам, восхищаешься замками и дворцами, а свое родное никак не посмотришь. Вот оно - создание Растрелли! Золотое богатство, но не подавляющее своей роскошью, а заставляющее восхищаться мастерством архитектора и красотой созданного им. Версаль перед ним блекнет совершенно (как и версальские парки перед Петергофом)!
В этом посте только впечатления и то интересное, что рассказал нам потрясающий экскурсовод, к которому нам повезло попасть в группу. Он, кстати посоветовал нам в следующий раз приезжать во дворец на самый последний сеанс – именно в это время в залах меньше всего народа и можно спокойно насладиться и поснимать. А так на всех фото будут люди – их во дворце предостаточно.



Дворец времен Екатерины Первой был перестроен Растрелли в 1756 г. Здесь он впервые применил анфиладное строение. Во дворце не скупились на золото – Елизавета любила роскошь - на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!
Прошу прощения за не очень хорошее качество фотографий: мы, в основном, слушали и смотрели, смотрели...
Во дворце много потрясающего и первое из них - Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке. Это самое большое парадное помещение дворца. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала.





За Большим залом – антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая). Гости, приезжая во дворец, поднимались по Южной лестнице и попадали именно сюда перед входом в Большой зал. А при Екатерине Великой здесь иногда проводились увеселительные спектакли. Сейчас в одной из антикамер стоят столы, и на них макет созданного Растрелли сладкого стола «Сладкий партер». Кондитерские изделия были тогда отдельным номером программы: из шоколада, марципанов, карамели и сахарной пудры «строили» чаши, деревья, замки и т.д. Вкуснота и красота))









Малиновая и Зеленая Столбовые – эти залы называются так из-за украшающий их стеклянных пилястр – «столбов», под стекло подложена соответственно малиновая и зеленая фольга. Экскурсовод сказал нам, что способ создания цветной фольги утерян. Так это или он просто шутил с нами, не знаю.







Картинный зал. Здесь собраны больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков. Но несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».



Парадная лестница





Китайская гостиная Александра I. В ней единственной стены обиты китайским шелком, расписанным вручную акварельными красками



Зеленая столовая – это уже помещения, оформленные Ч.Камероном по приказу Екатерины Великой для наследника Павла. Раньше на этом месте был созданный Растрелли Висячий сад



Конечно, нельзя не сказать про жемчужину дворца, «жемчужину» из янтаря - Янтарную комнату.
Снимать в ней нельзя, поэтому фото из Интеренета.



Она появилась в России, как и многое, благодаря Петру Первому. То ли Петр сам попросил ее у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма Первого, то ли тот сделал широкий жест и подарил ее русскому царю, но комната оказалась в России. Сначала ее разместили в Зимнем дворце, а в 1755 г. ее перенесли в Царское село. Помещение, выделенное для комнаты, было намного больше, и поэтому Растрелли пришлось добавить пилястры с зеркалами и золоченую резьбу по дереву.

Комната, похищенная нацистами, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны в Кенигсберге.
В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.



И нельзя не рассказать о работе реставраторов. Когда гуляешь по дворцам и паркам под Питером совершенно забываешь о том, что здесь была война. И невозможно представить, что все эти великолепные творения рук человеческих были человеческими же руками превращены в руины. Когда мы увидели фотографии Екатерининского дворца после войны, я просто ахнула – ничего, почти совсем ничего не сохранилось, голые стены. И какими же волшебниками должны быть реставраторы, чтобы по капельке, по крошечке воссоздать то, что было разрушено и воссоздать именно так, как это было при Елизавете и Екатерине.







Наш экскурсовод много раз напомнил нам, что этот дворец – не только творение Растрелли, но и творение питерских реставраторов. Низкий им поклон!
Tags: Санкт-Петербург, Царское село, дворцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments