Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Category:

4 дня в промерзшем Иванове. День четвертый - Палех

Как здорово, когда яркие впечатления приходятся на последние дни поездки! Вроде и подустали слегка, и уже про дорогу домой думаешь и про завтрашние рабоче-домашние хлопоты, а тут вдруг раз – и куча позитива и восхищения! И забывается вся рутина, и долгая дорога домой кажется короче, когда думаешь  о том, что только что было перед глазами.
Так получилось у нас с Палехом. Вроде и впечатлений уже куча, и с глушителем проблема, но надо заехать, благо недалеко находимся. И вот мы в Палехе, и пока водит нас экскурсовод по дому Голикова не совсем понимаем, зачем сюда приехали, но уже чувствуем, что увидим чудо и услышим потрясающий рассказ о нем. Замечательный экскурсовод нам достался – Милютина Елена Станиславовна, она работает здесь уже 33 года и знает про Палех все! Без ее рассказа палехские шкатулки так и остались бы для нас очень красивыми, но просто шкатулками, а она обратила наше внимание на то, что мы никогда бы сами на увидели.

Прошу прощения за фотографии - очень витринные стекла отсвечивали (



Не знала, а, оказывается, в Палехе много лет писали иконы и расписывали церкви, а вовсе не шкатулки. И, конечно, после революции, художникам пришлось искать новые способы реализации. Иван Голиков, талантливый палехский художник, обратил внимание на федоскинские шкатулки из папье-маше, хитрым способом,  устроившись на работу в Федоскино, узнал секреты мастеров. В 1921 г. он расписал первую шкатулку и показал ее руководству Кустарного музея, в 1922 г. создал несколько работ в мастерской художника А.Глазунова, которые заинтересовали искусствоведов, и в 1924 г. была создана «Артель древней живописи».

Какие же сюжеты выбирали художники? В основном, конечно, это были сказки: и русские народные, и пушкинские. Причем на некоторых шкатулках изображали не одну сцену, а всю сказку.

Сказка о царе Салтане



У Лукоморья - особенно кот прикольный  - такое видение у художника)



Рисовали и песни.

И кто его знает..




А это вовсе не сказочный мотив, хотя можно увидеть и помещения, похожие на церковь, и висящие там иконы. На самом деле это миниатюра о жизни женщины до революции и после. До революции  - слева – женщина, работающая в поле, а после революции – женщина в библиотеке под портретом Ильича читает книги.



А это продразверстка)



Суд пионеров на Бабой-Ягой)



А это вещь очень маленькая – сантиметра 3 в длину, но как тонко на ней выписаны детали!



Расписывали палешане и посуду, но мне как-то не очень понравилось.



А вот портреты у них очень живые выходят – вон какой Ильич задорный.



Рабочий стол в доме Голикова. Этот стеклянный шар освещали, и он давал более ровный свет, который необходим художнику.



Здесь же и весь процесс, как делают шкатулки, расписывают их красками и золотом. Золото – необходимый элемент, после него шкатулка сияет. Расписывают твореным золотом, которое растирают пальцами и смешивают с гуммиарабиком.
В общем, процесс очень сложный и небыстрый.
Вкраце это так:
Пишут яичными темперными красками. Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять: 1. Роскрышь – наметка основных силуэтов и контуров. 2. Прописка – уточнение контуров и оттенков цвета. 3. Плави – нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками. 4. Бликовка – насечка, выполняемая твореным золотом. 5. Обрамление росписи золотым узором. После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко



А здесь попродробнее.

Работа обязательно подписывается мастером. У нас тоже есть малюсенькая шкатулочка, как оказалось, сделана в Холуе. Ведь есть и Мстера, и Холуй - все, кстати, рядом. Очень похожи, но все-таки отличаются друг от друга. Теперь надо туда ехать)

Tags: музей, народные промыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments