Нет мудрее и прекрасней средства от тревог (tata_lind) wrote,
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог
tata_lind

Categories:

Проникновенное искусство Византии

Конечно, я знаю, что наше православное искусство и архитектура происходит из Византии, но именно про саму Византию, к стыду своему, я знаю безмерно мало: про щит на вратах Царь-града, Софью Палеолог и про захват Константинополя турками. И просто необходимо было мне попасть на экскурсию на выставку Шедевры Византии, которую проводила куратор выставки Е.М.Сарычева.



Сколько она рассказала! Человек живет своей работой и своим огоньком разжигает в других людях интерес. Неудивительно, что за нашей небольшой группой блогеров к концу экскурсии ходила целая толпа ценителей искусства.



Елена Михайловна сама похожа на иконописные лики)



Не буду утомлять вас длинным рассказом про те шедевры, которые мы увидели, только самые интересные моменты.
О выставках икон у меня мнение неоднозначное. С одной стороны, иконы должны быть в церкви, для нее они и создавались. С другой стороны, такие древние памятники должны сохраняться в определенных условиях, что в церкви не всегда возможно. И еще одно: Елена Михайловна говорила нам о том, что иконы в Византии создавались для созерцания, что не было такого, как сейчас: пришел-приложился-убежал, что фресок не было и иконы оставались единственным, что видел человек во время службы. И в музеях подчас почему-то условия для созерцания лучше.

И вот, кстати, пример созерцания - эта монашка стояла перед образом Георгия около получаса.



Иконописные шедевры Византии создавались в разные периоды, им характерны разные черты: что-то идет от искусства эллинов, что-то привнесено с запада в эпоху крестовых походов, что-то даже от русских икон, которые в последние  годы Византии привозились туда, как дары.
Еще Елена Михайловна говорила о том, что русское иконописное искусство развилось очень быстро, и это удивительно для страны, где в отличии от Византии или Западной Европы не было искусства древней Греции, Рима, Египта, где были только деревянные идолы. И ведь это так, и наши иконы удивительны.

Самый древний экспонат выставки — серебряный процессионный крест конца 10 века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.



Икона «Воскрешение Лазаря» создана в 12 в для предалтарной преграды. Красный фон (это дешевле золотого) и никакого пейзажа  - все внимание сосредотачивается только на фигурах.



Рельеф с образом великомученика Георгия 13 в.  – как раз эпоха крестовых походов и взаимодействия с западной культурой, для православия скульптуры не характерны, и это влияние Запада. И в Византии Георгий – великомученик, а не Победоносец.



Многие иконы двусторонние. На обратной стороне образа Георгия – святые Марина и Ирина (скорее всего, заказчицей иконы была  Ирина Дукена, жена болгарского царя Ивана II Асеня).



Гостеприимство Авраама – вариант святой Троицы: было несколько толкований этого события – явление трех ангелов, Бога и его ангелов и, наконец, образ Единосущной Троицы



Икона „Богоматерь с Младенцем“, написанная в начале 13 в. возможно кипрским мастером, очень трогательна – как нежно Богородица придерживает ножки младенца.



Вообще иконы Богородицы очень трогательны, посмотрите, как обнимают друг друга Богоматерь и Христос.







Большое спасибо сообществу moscultura и Михаилу (tushinetc) за приобщение к настоящему искусству.
Tags: выставка, москультура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments